Учитель. Какой он?
«Хороший учитель – это, прежде всего,
человек, который любит детей, находит
радость в общении с ними. Верит в то,
что каждый ребенок может стать хорошим
человеком, умеет дружить с детьми,
принимает близко к сердцу детские радости
и горести, знает душу ребенка, никогда не
забывает, что и сам он был ребенком».
В. Сухомлинский.
Учитель! Увлекательная, благородная, уважаемая, но в то же время очень сложная профессия. Ни одна работа в мире не требует таких душевных затрат, такой самоотдачи, как учительская. Учитель не просто учит, он оставляет след в душе учеников. А каким будет этот след, зависит от профессиональных и человеческих качеств педагога.
Каким должен быть учитель? Задумаемся…
Учитель – пример для своих учеников. Он должен не только обладать познаниями в своем предмете, но уметь выходить из спорных обстоятельств, подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации, направлять учеников на верный путь решения проблемы, обладать широким словарным запасом, уметь находить общий язык как с классом, так и с каждым отдельным учеником. Очень важно обогатить детей нравственно, научить их дружбе, взаимному уважению, умению сопереживать. И это особенно актуально сейчас, ведь воспитание духовности и нравственности всегда было самой трудной задачей для учителя. Можно научить считать, решать трудные задачи, доказывать теоремы, а вот воспитать человека – труднорешаемая задача для любого педагога. Ведь очень часто у родителей нет времени, а порой и желания вникать в заботы и переживания своих детей, и тогда ребята за советом и помощью в решении проблем пойдут к учителю. Он поддержит, укажет правильный путь.
Учитель – это образец терпения и понимания. Педагог должен быть одновременно добрым и строгим. Самое главное – вырастить из учеников хороших людей. А этого невозможно достичь без взаимного уважения между учителем и учениками. Заслужить доверие трудно, но удержать его еще трудней. Чтобы добиться этого, надо постараться увидеть в каждом школьнике личность. Если ребенок почувствует, что к нему относятся серьезно и с уважением, ценят его индивидуальность, верят в его способности, то и он будет отвечать взаимностью.
Учитель – это креативная личность. Он должен уметь мыслить творчески сам и приобщить к этому учеников. Именно в творчестве рождается возможность не просто получить новые знания или проанализировать имеющиеся, а расширить рамки обычного восприятия, найти что-то необычное в самых обыкновенных вещах. Творчество — это крылья, поднимающие учителя над обычной образовательной деятельностью и дающие возможность её корректировать.
И, конечно, ничего из вышеперечисленного не пригодится, если учитель не обладает главным — любовью к детям. Он должен любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково относиться к прилежному и ленивому, послушному и шалуну. Надо уметь делить свою душу между всеми детьми поровну. При общении с детьми сердце должно быть открыто. «Зорко одно лишь сердце», - говорил Лис в «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери. И я с ним согласна. Ведь только с открытым сердцем можно уловить настроение ребенка и своевременно отреагировать. Надо быть для него другом, который организует совместную работу, направит и поможет достичь намеченной цели, поэтому не обойтись и без индивидуального подхода к ученикам. Но самое сложное — это добиться того, чтобы огонек интереса, однажды зажегшийся в глазах ребёнка, не потух до самого окончания школы, чтобы не пропало желание учиться, не исчезла потребность творить. Мне близка позиция Ш. А. Амонашвили: «Чтобы ученики поверили учителю, последовали за ним, они должны открыть в нем исключительное великодушие, сердечность, отзывчивость».
Всё о чем я говорила выше можно отнести к тем педагогам, которые окружали меня с раннего детства.
Моя мама, учитель начальных классов. Я видела, как она ежедневно готовится к урокам, проверяет тетрадки, радуется успехам своих учеников. Видела, как её любят и уважают дети за доброту, терпение, понимание, искренность. Возможно, именно тогда я впервые задумалась о своей будущей профессии. Я горжусь тем, что родилась в семье педагогов, являюсь продолжателем педагогической династии в 4-ом поколении.
Моя первая учительница, Пестова Лидия Алексеевна, которая научила нас дружить, оказываться рядом в трудную минуту, радоваться успехам одноклассников.
Учитель математики, Рычковская Нелли Михайловна, сумела привить мне любовь к сложной, но очень интересной науке - математике, которая развивает ум, память, образное мышление, терпение, сосредоточенность, организованность, силу воли, умение решать проблемы за определенный отрезок времени. Математика формирует характер успешного человека.
Это далеко не все люди, которые помогли мне определиться с выбором профессии. Но я благодарна всем, кто вложил в меня частичку своей души.
Большинство моих однокурсников, учившихся вместе со мной в университете, в данное время к школе не имеют никакого отношения. Причины у всех разные… А жаль. Ведь ни с чем не сравнить те чувства, когда по прошествии времени можешь встретиться со своими учениками и гордиться их успехами, участвовать в их жизненном становлении. А самое главное, учителем надо родиться. Это отмечали многие, например, немецкий педагог Адольф Дистервег говорил: «Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт».
Я очень счастливый человек: у меня прекрасная семья, любимая работа. Я счастлива, когда спешат на мой урок, я счастлива, когда могу дать ценный, мудрый совет, если это нужно, я счастлива, когда выпускники прошлых лет приходят и с удовольствием вспоминают школьные годы, я счастлива, когда благодарные родители говорят "Спасибо!" Я нашла свое место в жизни. И за это я искренне благодарю всех своих учителей и родителей, которые в нужное время оказались со мной рядом и поддержали меня.