школа №3 - Методический семинар
Среда, 18.10.2017, 16:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБОУ "Основная общеобразовательная школа №3"

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Как Вы относитесь к введению ФГОС?
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Методический семинар

     

    Технологическая карта урока литературы, способствующего развитию коммуникативных УУД

    посредством использования приемов технологии развития критического мышления

    (Методический семинар)

    Ирина Евгеньевна Валиулина

    Урок должен быть пронизан творчеством

    и вместе с тем оставаться уроком.

    С.И.Гессен

               Интенсивное развитие современных технологий вызывает существенные изменения в жизни общества. Вследствие изменения потенциальных потребностей общества перед учителем встают новые  цели и задачи. Поэтому возникает необходимость «перестроить» процесс обучения и подходы к подготовке урока в соответствии с ФГОС ООО.

                          Использование технологической карты (современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся) как универсального инструмента проектирования процесса обучения позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые коммуникативные УУД, обеспечить согласованные действия учителя и обучающихся, гибко применять эффективные приемы ТРКМ, осуществить интегративный контроль результатов деятельности.

                       Формирование у обучающихся универсальных учебных действий - требование ФГОС ООО. Особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

                Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные.

                ТРКМ позволяет обучающимся овладеть различными способами интегрирования информации, научить вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему приемов учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

                Таким образом, целью методического семинара явилась разработка технологической карты урока литературы, способствующего развитию коммуникативных УУД посредством использования приемов технологии развития критического мышления.

                Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующий ряд задач:

    • рассмотреть организационную структуру урока "открытия" новых знаний с использованием приемов технологии развития критического мышления;
    • разработать технологическую карту урока "открытия" новых знаний с использованием приёмов технологии развития критического мышления.

          Урок с использованием ТРКМ включает три стадии: вызов, осмысление и рефлексию.

                Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания обучающегося по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.

                Вторая стадия — осмысление — позволяет обучающимся получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

                Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информацииприсвоение нового знания, новой информации обучающимисяформирование у каждого из них собственного отношения к изучаемому материалу.

                Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

                В основе дифференциации уроков по типам согласно ФГОС лежит целеполагание, что предусматривает при организации урока деятельностный метод обучения. Отсюда предлагается следующая классификация уроков: урок "открытия" нового знания, урок рефлексии, урок развивающего контроля, урок общеметодологической направленности. Каждый тип урока включает ряд этапов. Мы рассмотрим этапы, которые включает  урок "открытия" нового знания.

    Организационная структура урока "открытия" нового знания с использованием приёмов технологии развития критического мышления

    Этапы урока "открытия нового знания"

    Стадии урока, согласно ТРКМ

    Приёмы ТРКМ

    1.1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.

    2.2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

    3.3. Этап выявления места и причин затруднения(определение границ знания и незнания).

     

    Вызов

    - Мозговой штурм;

    - Кластер предположений;

    - Прием «Поясните цитату»;

    - Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»;

    - Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»;

    - Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных;

    - Прием «Верите ли вы, что…»;

    - Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»).

     

    4.4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

    5.5. Этап реализации построенного проекта.

    6.6. Этап первичного закрепления с прговариванием во внешней речи.

    7.7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

     

    Осмысление

    - Прием ИНСЕРТ (пометки на полях);

    - Прием «Бортовой журнал» (известная информация, новая информация);

    - Прием «Тонкие и толстые вопросы»;

    - Прием «Зигзаг»;

    - Прием «Фишбоун»;

    - Прием «Мудрые совы».

    8.8. Этап включения в систему знаний и повторения.

    9.9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

     

    Рефлексия

    - Письменная работа;

    - Рефлексивный экран вопросов;

    - Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме;

    - Приём "Моё мнение".

     

     

                Технологическая карта  урока - это таблица, которая позволяет структурировать урок  по выбранным параметрам. Мы опираемся на технологическую карту урока, разработанную Галиной Владимировной Цветковой, кандидатом педагогических наук, доцентом Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Технологическая карта включает в себя следующее: цель деятельности учителя, тип урока, планируемые образовательные результаты, организационная структура урока (этапы урока, деятельность учителя, осуществляемая деятельность обучающихся, формы организации совзаимодействия, формируемые умения (УУД), контроль результатов учебной деятельности).

                В традиционном конспекте урока расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также оценить адекватность применения данных методов и форм работы в их совокупности.

    Технологическая карта урока "открытия" нового знания с использованием приёмов технологии развития критического мышления

                Цель деятельности учителя: формировать представления по изучаемой теме.

                Тип урока: урок "открытия" нового знания.

                Планируемые образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные результаты определяется темой урока и его целью.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Осуществляемая деятельность обучающихся

    Используемые приёмы

    Формы организации совзаимодей

    ствия

    Коммуникативные УУД

    Контроль результатов учебной деятельности

    1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.

    Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

    Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить  ответ.

    - Прием «Поясните цитату»

     

    Фронтальная

     

    Излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами;

    Участвовать в диалоге - слушать и слышать другого;

    Создавать устные тексты, использовать речевые средства;

     

    Лист обратной связи

    2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

     

    - Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных;

    - Прием «Верите ли вы, что…».

     

    Индивидуальная, групповая

    Устные ответы

    3. Этап выявления места и причин затруднения(определение границ знания и незнания).

     

    - Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

     

    Фронтальная,

    индивидуальная

    Выполнение заданий

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

     

    Сохранение интереса  к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

    Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

    - Прием ИНСЕРТ (пометки на полях);

    - Прием «Бортовой журнал» (известная информация, новая информация).

     

    Фронтальная,

    индивидуальная

     

    Излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами;

    Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргумента

    Участвовать в диалоге - слушать и слышать другого;

    Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде, вести диалог с автором текста;

    Создавать устные и письменные тексты, использовать речевые средства;

    Работать в паре, группе в разных ролях;

    Предотвращать и преодолевать конфликты (уметь договариваться)

    Вопросы для уточнения информации

    5. Этап реализации построенного проекта.

     

    - Прием «Зигзаг»;

    - Прием «Мудрые совы».

    Фронтальная,

    индивидуальная

    Лист обратной связи

    6. Этап первичного закрепления с прговариванием во внешней речи.

     

    - Прием «Тонкие и толстые вопросы».

     

    Фронтальная,

    индивидуальная,

    групповая

     

    Устные ответы

    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

     

    - Прием ИНСЕРТ (пометки на полях);

    - Прием «Фишбоун».

     

    Фронтальная,

    индивидуальная

     

    Письменная работа

    8. Этап включения в систему знаний и повторения.

     

    Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

    Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

    - Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме;

    - Приём "Моё мнение".

     

    Индивидуальная

     

    Излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами;

    Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргумента

    Участвовать в диалоге - слушать и слышать другого;

    Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде, вести диалог с автором текста;

    Создавать устные и письменные тексты, использовать речевые средства;

    Работать в паре, группе в разных ролях;

    Предотвращать и преодолевать конфликты (уметь договариваться)

    Оценивание за работу на уроке

    9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

     

    - Рефлексивный экран вопросов.

     

    Индивидуальная

     

    Листы обратной связи

     

                Итогом методического семинара явилась разработка технологической карты урока литературы, способствующего развитию коммуникативных УУД посредством использования приемов технологии развития критического мышления. Поставленные нами задачи реализованы. В перспективе нашей деятельности лежит разработка технологической карты урока литературы других типов (урока рефлексии, урока развивающего контроля, урока общеметодологической направленности).

                В заключении хотелось бы вспомнить слова великого русского писателя Льва Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

               

    Список литературы

    1. Русский язык. 5 класс. I полугодие: технологические карты уроков по УМК ВВ.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И.Никитиной и др. [Текст]: / авт.-сост Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 363 с.
    2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]: // Журнал «Управление начальной школой». № 12/2011 - Режим доступа: https://edu.tatar.ru/nsav/page2624.htm/page1816382.htm свободный. – (Дата обращения: 13.11.2016)
    3. Заир-Бек, С. И., Муштафинская, И. В. Развитие критического мышления на уроках. Пособие для учителей ОУ [Текст]: / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштафинская.- М.: Просвещение, 2011. -  220 с. 
    4.  Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст]: / И. В. Муштавинская. - СПБ: «КАРО», 2009, 144 с.